Уже в начальной школе многие родители начинают готовить ребенка к поступлению в вуз: отдают в профильную школу, нанимают репетиторов по важным, как им кажется, предметам. Авторы книги «Знать или уметь» на основе многочисленных исследований пришли к выводу, что большинство родителей развивают в ребенке не те навыки, которые действительно понадобятся в будущем. Давайте разбираться.
Твердые и мягкие навыки
Твердые навыки — это измеримые результаты, которые легко определять, тестировать и отслеживать с течением времени. Например, такие школьные предметы, как математика, чтение и печатание на клавиатуре. Для квалифицированных специалистов ими могут быть, например, программирование, работа на станках или знание конкретных научных методов. Мягкие навыки — это навыки межличностного общения, они играют основную роль в развитии человеческих ресурсов и успешной работы с персоналом.
Большинство родители в вопросе развития детей фокусируются именно на твердых навыках. Придерживаясь в воспитании принципа «пустого сосуда», они убеждены: если они просто скормят чадам с их пластичным умом нужные факты (твердые навыки), тех непременно ждут успех, шестизначная зарплата и надежный счет в банке.
Дети больше не могут проводить время со своими семьями. Поездкой на пляж жертвуют ради тренировки по футболу или занятию с репетитором.
Твердые навыки важны для детей, но это лишь часть того, что им предстоит развить в себе. Не менее важно, будут ли дети хорошими и доброжелательными. Несмотря на то что мы восхищаемся детьми, выигрывающими состязания по орфографии и географии, настоящими победителями будущего станут те, кто умеет просеять горы информации и отобрать только нужное для изобретения чего-то нового — скажем, легкого автомобиля, потребляющего меньше топлива. Те, кто фильтрует информацию, воспринимают обучение как способ придумать несколько уравнений для решения технической проблемы или возможность определить три идеи о том, как усовершенствовать тележку для супермаркета. Они знают, как найти золото в интеллектуальном щебне и (позаимствуем жаргон, связанный с GPS) «обновить маршрут», когда сворачивают не туда.
Именно об этом и твердят лидеры бизнеса и педагоги! Существует несоответствие между тем, что мы преподаем, и тем, что реально нужно детям в глобальном мире XXI века. Лидеры бизнеса, как и руководители во многих отраслях промышленности, ищут мыслителей и решателей проблем, а не поглотителей фактов.
Ученые, академики, юристы и профессионалы всех мастей, от работников сферы услуг до здравоохранения, должны выходить за рамки «фактов», интерпретировать их и придумывать новые комбинации.
Гуру менеджмента Элизабет Эдерсхайм и Питер Друкер говорили о новых типах людей как о специалистах умственного труда (knowledge workers); это они создали iPad, совершивший революцию в нашем представлении о сенсорных экранах, а сейчас развивают нанотехнологии, призванные преодолеть ограничения человеческой природы. В основе ценности, которую несет в себе интеллектуальная работа, лежит инновация.
Какие навыки развивать?
Статья в Forbes 2013 года рассматривала набор навыков, необходимый выпускникам вузов для профессионального успеха. В опросе, проведенном Национальной ассоциацией колледжей и работодателей, список возглавляют умение работать в команде, принимать решения и справляться с проблемами. Крайне важно обозначить перечень, куда войдут и твердые, и мягкие навыки (причем отдельные, судя по всему, объединяют оба типа), которые могут развивать в детях и школы, и родители. Именно в этом направлении мыслили многие люди, составляя список так называемых навыков XXI века. На основании результатов практических исследований и моделирования в образовательной среде сформировалось представление о 6 навыках, удовлетворяющих следующим потребностям: сотрудничество, общение, содержание, критическое мышление, творческие инновации и уверенность в себе. Этот набор отличается от существующих моделей. Во-первых, данный вариант берет начало из науки об обучении и опирается на исследования в области развития детей за несколько десятилетий. Эти разработки позволяют выкристаллизовать из длинных списков желательных атрибутов несколько ключевых взаимосвязанных навыков, которые развиваются рекурсивно, опираясь друг на друга. Во-вторых, все шесть навыков легко приживаются. Любой может достичь новых уровней каждого из них, и никто никогда не освоит их в совершенстве. Эти навыки — не черты характера, и их нельзя единожды выработать и вычеркнуть из списка. В-третьих, главное в них — ученик, а не учитель или родитель.
Недавнее исследование, опубликованное в American Journal of Public Health, показало, насколько в действительности важны мягкие навыки. Ученые в течение двадцати лет отслеживали 753 человек — с 1990-х, когда те ходили в детский сад, до двадцатипятилетнего возраста. Какие факторы повлияли на то, где они оказались двадцать лет спустя? Думаете, какое-то значение имел IQ? Или социально-экономическое положение семьи? Приготовьтесь услышать то, что может повергнуть вас в шок: воспитанники детского сада, умевшие общаться со сверстниками, совместно пользоваться предметами, сотрудничать или помогать другим, чаще получали высшее образование и хорошо оплачиваемую работу, чем те, кто был менее социально адаптирован. Дейл Карнеги был прав: социальные навыки очень и очень важны, даже когда вы ходите в детский сад. По их уровню можно спрогнозировать успех в личной жизни и карьере во взрослом возрасте. Это означает, что придется применить к образованию — как в школе, так и вне ее — более целостный подход.
Иллюстрация к статье: