В данном обзоре представлен анализ рынка гормональных препаратов для системного использования. Исследование включало продажи розничного (по данным розничного аудита IMS), больничного сегментов и ОНЛС и охватывало период с I полугодия 2008 г. по I полугодие 2010 г. включительно. Все данные приведены в оптовых ценах.
Согласно данным исследовательской компании IMS Health, объем продаж анализируемого сегмента в I полугодии 2010 г. составил 3,1 млрд. руб. в оптовых ценах, или 14,5 млн. упаковок. По сравнению с I полугодием 2009 г. объем продаж увеличился на 23,3% в натуральном и на 12,8% в денежном выражении. Средняя цена за упаковку составила 212,2 рублей, снизившись на -8,5% по сравнению с прошлым годом (при этом за 2 года рост цены составил +14,4%) (рис. 1).
На отечественном фармрынке представлено около 70 торговых наименований гормональных препаратов, которые производят около 70 компаний.
Рассматриваемый рынок препаратов включает 5 АТС-групп 2-го уровня (рис. 2). Наибольшая доля продаж данного сегмента в денежном эквиваленте приходится на препараты группы H01 [Гипоталамо-гипофизарные гормоны и их аналоги], при этом в натуральном выражении почти половину объема продаж обеспечивает группа H02 [Кортикостероиды для системного использования], доля которой выросла за 2 года на +0,5 п.п.
Российский рынок гормональных препаратов – это рынок дженериков, доля которых составляет более 60%, из них только 11,7% приходится на брэндированные дженерики. Оригинальные препараты занимают около 35% сегмента в стоимостном выражении (увеличившись на +7,4 п.п. за 2 года), однако их доля в упаковках составляет всего 7,5% (рис. 3).
Подавляющая часть этих лекарственных средств (75%) реализуется по рецепту врача. На безрецептурные препараты приходится около 12%.
Топ-10 производителей гормональных препаратов представлена в основном зарубежными компаниями (табл. 1). Лидером среди них является Novartis, доля которой в денежном выражении увеличилась за 2 года на +4,6 п.п. в основном за счет роста продаж препарата Сандостатин Лар (+7,6 п.п.). Рост доли продаж в денежном выражении наблюдался у компаний Berlin Chemie/Menarini Group, Merck Sharp & Dohme и KRKA за счет таких препаратов, как L-Тироксин, Дипроспан и Дексаметазон соответственно.
Наибольший рост был отмечен у российской компании «Фармстандарт» за счет препарата Растан.
Суммарная доля десятки лидеров по итогам I полугодия 2010 г. составила 67,4% в натуральном и 84,8% в стоимостном выражении.
Среди торговых наименований (табл. 2) лидером продаж в денежном выражении остается препарат Сандостатин Лар, доля которого выросла на +7,6 п.п. за 2 года. Важно отметить рост доли препаратов Растан и L-Тироксин (+11,2 п.п. и +1,1 п.п., соответственно, за 2 года). Наибольшее падение продемонстрировали препараты Октреотид (-2,3 п.п.) и Миакальцик (-1,9 п.п.). Общая доля десятки в денежном выражении выросла на +18,3 п.п. и составила 70,6%, доля в упаковках увеличилась всего на +4,5 п.п., достигнув 59,0% сегмента.
В таблице 3 представлены рейтинги продаж торговых наименований в каждой подгруппе АТС 2-го уровня рассматриваемого сегмента.
Основная доля продаж (более 60%) ЛС изучаемого сегмента в денежном выражении приходится на препараты, производимые в странах Западной Европы (рис. 4), прежде всего в Германии и Швейцарии. В натуральном выражении они также составляют львиную долю продаж сегмента (47,7%). На препараты российского происхождения приходится всего 13,8% в натуральном и 18,3% в денежном выражении.
Представляет интерес анализ сегментации цен в рассматриваемой группе препаратов (рис. 5).
В I полугодии 2010 г. основная доля продаж в денежном выражении приходилась на препараты высокоценового сегмента («более 500 руб.»), которая, однако, сократилась по сравнению с I полугодием 2009 г. в пользу более дешевых препаратов — «от 100 до 300 руб.» (+5,7 п.п.). Доля низкоценового сегмента («от 50 до 100 руб.») снизилась почти в 2 раза.
Препараты рассматриваемого сегмента представлены преимущественно инъекционными формами и таблетками. При этом доля последних выросла за 2 года на +2,0 п.п., составив 35,6%. Доля инъекций, наоборот, сократилась на -1,6 п.п. до 53,9%. Прочие препараты представлены в виде мазей и порошков.
Таким образом, характерными чертами отечественного рынка гормональных препаратов для системного использования являются:
— Высокий темп роста в натуральном и денежном выражении (+23,3% и +12,8%, соответственно, в I полугодии 2010 г. по сравнению с I полугодием 2009 г.).
— Рынок гормональных препаратов – рынок ЛС генерического происхождения.
— Отпуск ЛС данного сегмента осуществляется в основном по рецепту врача.
— Зависимость от импорта. Группа представлена преимущественно зарубежными, прежде всего европейскими, препаратами.
[1] В данной группе рассматривались препараты группы H [Гормональные препараты для системного использования (исключая половые гормоны)].
Иллюстрация к статье: