Так уж повелось, что рост и развитие ребенка сопровождается привязкой к различным цифрам: в 6 месяцев ребенок должен сесть, в 8 – поползти, а к году малыш должен начать самостоятельно ходить. На самом деле, он конечно, ничего никому не должен, но наш менталитет устроен таким образом, что если этого не произошло, в сознании включается сигнал тревоги, заявляющий о том, что с нашим ребенком что-то не в порядке. То же самое происходит если малыш долгое время молчит, уже и младшие по возрасту соседские детки разговаривать начинают, а наш все еще молчит, ну как тут не волноваться? Да еще и сердобольные бабушки во дворе «масла в огонь подливают» своими советами да расспросами. На самом деле, каждый ребенок развивается индивидуально, это касается и речевого развития.
Есть ли повод для беспокойства?
У каждого малыша имеется активный и пассивный словарь. С раннего возраста ребенок понимает гораздо больше, чем может сказать, он накапливает информацию, слушает взрослых, анализирует слова, пытается понять их смысл, созерцает мир вокруг себя, так формируется пассивный словарь, то есть те слова, которые крошка знает, но не произносит.
Активный словарь – это слова, которые ребенок пытается воспроизводить, повторять за взрослыми, использовать в общении.
О задержке речевого развития речь идет в том случае, если у деток к трем годам не сформировался минимальный запас слов. Это отставание от нормы, ребенок может разговаривать, но не так уверенно, как его сверстники. Однако поставить такой диагноз могут только квалифицированные специалисты, а не «доброжелательные» люди с улицы. Только комплексное обследование у невропатолога, занятия с логопедом и консультация психолога может быть основанием для подобного заключения.
Тревожные сигналы
Родители должны уделять внимание развитию речи ребенка с младенчества, таким образом, вы сможете избежать дальнейших проблем. Не паникуйте, если ваш малыш произносит мало слов, ведьс помощью одного только звука ребенок может задавать вопрос, изложить предложение или восклицание. И это нормальная речь, хотя еще не вполне понятная для окружающих.
Впрочем, проконсультироваться со специалистом все же необходимо, если в 3 месяца, ребенок не реагирует, когда вы к нему обращаетесь, а к 6 месяцам не оборачивается на любой, достаточно громкий звук.
О проблемах с речью может свидетельствовать непонимание, у годованого ребенка, значения самых употребляемых взрослыми слов и отсутствие у него стремления хоть как-то общаться с вами: звуками или слогами.
К двум годам ребенок должен понимать простейшие вопросы, к трем – уметь составлять простые предложения и последовательно выполнять две просьбы, обращенные к нему, например: «Возьми куклу и посади ее в коляску».
Не затягивайте с визитом к врачу, если к четырем годам ваш малыш не умеет общаться ни с кем, кроме вас, если он разговаривает короткими предложениями и задает мало вопросов.
К сожалению, если задержку в речевом развитии вовремя не выявить и не исключить, она может негативно отразиться на психике ребенка, на его общении, формировании отношений с другими людьми, решить данные проблемы поможет консультация клинического психолога.
Причины ЗРР
Задержка речевого развития имеет ряд причин, которые можно разделить на две группы:
— ребенок хочет общаться, но не может (травма или заболевания головного мозга, проблемы со слухом, недостаточно развитые лицевые мышцы);
— ребенок не видит смысла в общении (с ним мало общаются, его просьбы не удовлетворяют, на него часто кричат).
Кроме того, ребенок, до определенного возраста, считает, что родители правы во всем и всегда, ведь вы для него пример. Как вы будете разговаривать с малышом, так и он будет разговаривать с вами. Если вы большую часть времени молчите и не видите надобности общаться с ребенком, он ее тоже не увидит.
На пути исправления
Прежде всего, не беспокойтесь: развитие речи не всегда является показателем умственного развития, молчаливый ребенок может понимать намного больше его говорливых сверстников. К тому же, помните о том, что речевое развитие мальчиков, как правило, запаздывает, в отличие от девочек.
Но, не ждите, пока проблема решится сама собой, это – ваш ребенок и вы не имеете права рисковать его будущим. Обратитесь к детскому личному психологу, он подскажет вам, что делать дальше. Будучи вместе с ребенком непрерывно общайтесь с ним, комментируйте каждое свое действие, стимулируйте его речь, просите, чтобы он называл вам названия различных предметов. Будьте терпеливы и помните, что ребенок повторяет за вами все: интонацию, слова, паузы и грамматические ошибки. Потому, если вы хотите слышать от своего ребенка чистую речь, проследите, является ли таковой ваша собственная.
Автор: Варвара Павлюкова
Иллюстрация к статье: